Д УХОВНОСТЬ
И

В ЕГЕТАРИАНСТВО
mouse



"Путь к Богу лежит через чистое сердце,
а не через чистый желудок."
Йогананда Парамаханса

Многие люди воспринимают вегетарианство как что-то особое, духовное. Часто это приводит к ошибкам в восприятии человека. Вегетарианство духовно только тогда, когда оно глубоко осознанно и принято в своей жизни из глубокого уважения к жизни любого живого существа, из глубокого сострадания к животному: ему ведь больно и страшно, когда его убивают.

"Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу;" (Бытие 1:29), читаем в одном месте. В другом месте: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте." (Бытие 9:3-4)

Вегетарианство не делает человека автоматически святым. Несомненно, вегетарианство может быть связано с духовностью, но не всегда. Человек может быть очень милосердным к животным и, в то же время, - очень равнодушным к людям. Многие из духовноищущих считают, что став вегетарианцами, они получат доступ к каким-то силам и возможностям. Это не так. Ничего не изменится, если человек стал вегом волевым усилием или из корыстных интересов, а не из-за глубокого понимания желания жить всего живущего и сострадания к живым существам. В духовности считается важным не то, что человек делает внешне, а внутренняя мотивация его поступков. Опять же, духовность никак не связана с какими-то силами или возможностями.
Далеко не все святые были вегетарианцами. Порфирий Корнеевич Иванов, наш современник(1898г.-1983г.), им не был и никому не рекомендовал вегетарианство. Шри Ауробиндо Гхош, один из величайших индийских святых двадцатого века, тоже не был вегетарианцем; позднее в его ашраме перешли на вегетарианское питание, но не из этических, а из финансовых соображений. Настоящие святые не советуют быть рабом своего питания. Считается, что быть привязанным к вегетарианской диете - гораздо хуже, чем не быть вегетарианцем, но быть непривязанным к еде. Не любой человек может сразу стать вегетарианцем. Для некоторых это может быть и вовсе невозможно, следует учитывать индивидуальные потребности в пище. Я, например, не могу обходиться без кислот (у меня очень пониженная кислотность желудка); если в течении недели не съем ничего кислого - появится тошнота и рвота от любой пищи. Для кого-то такой необходимостью может быть мясо. К тому же, следует учитывать климатические условия: летом, когда жарко, есть мясо и не хочется, больше тянет на свежие салатики. Поэтому в жарких странах, например, Индии, вегетарианцем быть существенно легче. Но сложно представить эскимоса или чукчу вегетарианцем, в тех широтах быть таковым просто невозможно. Также следует учитывать доступность других продуктов, богатых белком и другими необходимыми веществами. Индийская национальная кухня специально разработана так, чтобы человеческий организм получал все необходимое. В Индии выращивается много сортов бобовых, риса, гороха и т.д. Наша страна на это все бедна. Индиец, с которым меня однажды познакомили, сказал: "здесь вегетарианцу вообще нечего есть, кроме картошки..." Максимум, что мы можем отличить - это рис длинный от риса круглого, а горох - зеленый от желтого. И наша кухня не приспособлена к полноценной вегетарианской диете. В разных сортах риса и гороха присутствуют разные белки, приготовленный рис или горох отдельно - усваивается процентов на 60, тогда как приготовленный вместе - на 90%. В нашей кухне таких блюд нет. Поэтому резкое осуждение вегетарианцами невегетарианцев имеет под собой далеко не самую прочную почву. Фанатизм в питании никогда не одобрялся святыми людьми. Однажды Йогананду пригласили посетить организацию вегетарианцев-сыроедов (от слова "сырой", а не "сыр"!). Привожу отрывок из книги "Путь" Свами Криянанды, где Йогананда рассказывает об этом посещении:
"Они считали полезной сырую пищу, или, как они говорили, "без термической обработки". Они провели меня по кухне. Затем мы вошли в столовую, где мне предложили самые невкусные блюда, которые я когда-либо пробовал. После этой эпикурейской катастрофы они попросили меня выступить перед ними!
- Я предпочел бы не выступать, - сказал я.
- Вы должны, - настаивали они, - все с нетерпением ждут вашего выступления.
- Вам не понравится то, что я скажу, - предупредил я. Однако они не приняли мой отказ. Я встал.
- Во-первых, - сказал я, - мне никогда в жизни не приходилось есть худшей пищи. С чего вы взяли, что готовить пищу столь невкусно - добродетель? Удовольствие, получаемое от еды, помогает пищеварению. Но вы воображаете, что ваша пища полезна. Это совсем не так. В ней серьезно нарушен баланс питательных веществ.
...
- Вы оскорбляете нас!
- Ничего подобного, - сказал я. - Вы сами оскорбляете себя своим фанатизмом."

Йогананда очень внимательно относился к полноценному питанию своих учеников. Этот вопрос он обсуждал с Махатмой Ганди, они сравнивали знание хороших заменителей мяса, поскольку настаивали все же на безубойном питании. Йогананда обещал прислать Махатме саженцы авокадо, считая его превосходным заменителем.

Духовные учителя не советуют ученикам есть плоть животных еще и потому, что вместе с мясом передаются беспокойные вибрации животных, такое питание может мешать быстрому духовному прогрессу, успокоению ума. Но они никогда не допускают, чтобы из-за неправильного питания ученик заболел, они следят и подбирают правильную полноценную диету. Это настоящие учителя, обладающие высокой ответственностью за своего ученика. Современные доморощенные второсортные "гуру" этим, как правило, не обеспокоены. Они сажают своих учеников на аскетическую, строго вегетарианскую, "сидхическую" диету из доступных продуктов, при этом не задумываются, что такой набор может быть недостаточен. Поэтому и получается, что человек приходит в такой ашрам пышущий здоровьем, а через некоторое время тает, а то и умирает от истощения и неправильного питания. "Учитель", к сожалению, за это ответственности почему-то не несет.

Ахимса, непричинение вреда ни одному живому существу, на которую и опирается вегетарианство на Востоке, буквально в этом мире невыполнима. Более реальной в этой жизни является так называемая "ахимса кшатрия", выраженная в уважении к жизни любого живого существа. Вот как объясняет ее Шри Юктешвар Гири, учитель Йогананды:
"Под ахимсой Патанджали подразумевал устранение желания убивать. В этом мире затруднительно буквальное исполнение ахимсы. Человек может быть вынужден уничтожить вредную тварь. Но он вовсе не обязан также чувствовать гнев или враждебность. Все живое имеет равное право дышать воздухом майи."
Человек может и не быть вегетарианцем, но он не должен при этом считать, что животные существуют для его еды. Иначе чем он отличается от тигра, который подумает (и он имеет на это полное право): "Какие несознательные люди! Бог их создал для моего пропитания, а они не хотят добровольно ко мне приходить на обед!"

Я сама - вегетарианка с 1992 года. Сначала это была строгая веганская диета, строго растительная. Позже - перешла на младовегетарианство (растения + молочное и яичное, т.е. - безубойное питание). Таковое и продолжается до сих пор. До 2000-ых годов я строго придерживалась вегетарианства. Не могу сказать, что питалась полноценно, поскольку жила в основном на студенческую стипендию и питалась довольно скудно. В начале 2000-ых в мышцах стал чувствоваться недостаток белка, мышцы болели, тянули; было также чувство ненасыщаемости растительной пищей вне зависимости от ее количества. Я стала покупать немного рыбы, где-то полкило в месяц. Позже этого тоже стало не хватать. Я стала покупать иногда другие мясные продукты. Один новорожденный вегетарианец осудил меня за это, сказал, что белка много в молоке. Но! Для этого нужно пить много молока, каждый день; это и финансово непозволительная роскошь для меня, и - не могу я так много жидкостей употреблять... К тому же - в молоке есть далеко не все белки, необходимые организму, одного молока недостаточно. Первые годы вегетарианства в моем организме было еще достаточно накопленного белка, потом он истощился. Нельзя на основании одного-двух лет вегетарианства строить категорические утверждения о его влиянии на здоровье. Людям, которые только стали вегетарианцами, но утверждающие на "своем опыте", что вегетарианская диета приносит только пользу, полезна абсолютно всем и поэтому за нее нужно всех агитировать, могу коротко сказать:
дорогие мои, несколько лет - это очень немного для каких-то утверждений. Это во-первых. Во-вторых - ваши потребности тела не есть потребности тела другого человека, не надо быть столь косным. В третьих - полноценное вегетарианское питание - это очень дорогое питание в нашей стране, гораздо дороже невегетарианского, не у всех могут быть такие финансовые возможности. И не следует смотреть свысока и с презрением на мясоедов. Главное не то, что человек ест, а то, что он в душе носит. Порфирий Корнеевич Иванов не был вегетарианцем, однако он был Гигантом Духа, и стал он им в очень сложных условиях, в тридцатые годы. Если бы вегетарианство само по себе приводило человека к Богу, коровы и слоны давно были бы святыми. Однако, они всего лишь животные, хоть и священные... В гостях отказ от мясного блюда может обидеть хозяев. Я считаю, что более духовно человек поступит, если немного уступит в своих принципах и привычках. Обидеть человека или вызвать в нем раздражение, неприятные чувства - более сильный грех, чем съесть кусочек мяса.

Еще один отрывок из книги "Путь" Криянанды:
"Мастер (Йогананда) с небольшой группой посетил китайский ресторан в Сан-Франциско. "Вегетарианская" пища, которую они заказали, содержала кусочки цыпленка. Одна леди, выдающийся член другой религиозной организации, разгневанная влетела на кухню и разнесла обслуживающий персонал за это "оскорбление".
Мастер считал невоздержанный характер более тяжким "грехом", по сравнению с меньшим - съесть цыпленка. "Едва ли имеет смысл устраивать суматоху", - сказал Мастер и, отодвинув в сторону кусочки мяса, невозмутимо съел остальное."

И еще: при строго вегетарианской диете из желудка и кишечника исчезают вещества, ответственные за переваривание животной пищи. Если человек после нескольких лет строго вегетарианской диеты съест кусочек мяса, у него будет очень болеть желудок. А такая ситуация всегда может случиться. Например, когда я попала в больницу (я попала под машину), там не было вегетарианской еды и от нескольких ложек супа на мясном бульйоне у меня появилась резкая боль в желудке. Но есть больше было нечего, мамок-нянек у меня рядом нет. Я считаю, что всем вегетарианцам в нашей стране полезно иногда есть и невегетарианскую пищу, для того, чтобы предотвратить невосприимчивость мясной пищи.

Мясоеды, кстати, нередко еще более нетерпимы к инакомыслию в питании, чем веги; некоторые из них вегетарианцев считают чуть ли не психически больными. Если милосердие к живому существу - это болезнь, - я согласна быть такой больной. Но вы, мясоеды, ответьте себе честно: вы можете сами, своими руками, убить и разделать животное? Если можете - я отнесусь с уважением к вашей свободе выбора: вы, по крайней мере честны перед собой. Но добрым человеком я вас считать никогда не буду. Добрый человек не способен убить живое существо ради того, чтобы набить себе пузо. Если же вы не способны убить своими руками животное, то ответьте на следующий вопрос: почему?
Жалко? То есть - вы добренький, сочувствующий, любите животных, не можете им сделать больно? Но с удовольствием воспользуетесь услугами недоброго, жестокого человека, убивающего животных, которых вы любите, для того, чтобы вы вкусно пообедали? Называйте честно вещи своими именами! Это классический случай лицемерия, когда человек не может убить, потому что считает себя добрым, но просит кого-то быть недобрым и убивать для него.
Допустим, вас познакомили с человеком, работающем на мясокомбинате и массово убивает животных своими руками. Представьте на минуту такую ситуацию. Какие чувства вы к нему испытаете? Мне, например, становится неловко и стыдно перед Богом, как-будто убийцей являюсь я сама...
Любовь к животным... В чем она состоит? В том, что мы обманываем их доверие и лишаем их жизни? Братья наши меньшие... Кого мы убиваем? Своих же братьев... И сами честно это признаем. Кто же мы после этого? Животное, убивающее других животных себе в пищу, считается хищником, жестоким, бесчувственным. Но оно честно. Оно не строит из себя добренького. А человек? Человек хочет при этом считать себя "венцом творения", человечным, добрым, милосердным... Какой обман и лицемерие! "Высшая ступень развития"? Она состоит в том, чтобы обижать и убивать того, кто слабее? И при этом стремиться оправдать любую свою подлость, предательство, жестокость... Закрыть глаза на то, что неприятно видеть и признать... С тигром пойди сразись, один на один, вручную. Или с диким кабаном, буйволом. А не беззащитного кролика, в тридцать раз меньшего тебя, убиваешь. Или беззащитную кроткую корову, которая поит тебя молоком. В Индии корова потому и священна, что она кормилица, мать; как же можно мать убивать? Каковое же чувство неблагодарности нужно при этом испытывать...
Жестокость в мире исчезнет только тогда, когда мы будем милосердны не на словах, а в делах, и не только к людям, но к любому живому существу. Пока мы хищники на физическом уровне - мы будем хищниками и на уровне души, на уровне взаимоотношений. Нельзя быть добрым по отношению к одному и бесчувственным по отношению к другому. Жестокость нужно убирать как таковую, по отношению к кому бы то ни было. Милосердие можно культивировать и развивать только в целом, ко всему живому. Все истинное не зависит от обстоятельств, он есть всегда. И только тогда оно истинное.



Site Map








Hosted by uCoz