Д УХОВНОСТЬ
И

М ЕДИТАЦИЯ
kot



"Не ищите переживаний в медитации.
Путь к Богу - это не цирк."
Йогананда Парамаханса

Одним из наиболее модных, распространенных явлений в наш прогрессивный XXI век (начиная со второй половины XX века) стало повальное увлечение медитацией, особенно в молодежной среде. Впервые в жизни о медитации я услышала в 17 лет и это были достаточно чистые сведения, не загрязненные стремлением получения удовольствий и тенденцией к развлечению. Медитацию мне представили как объединение своего сознания с сознанием Бога. Долго так и только так я ее и понимала. И когда однажды девушка мне рассказала, как она в медитации подбрасывала воображаемые шары и испытывала другие глюки, я не поняла, о чем она? Какое это имеет отношение к божественной медитации? Лишь через многие годы я поняла, что распространенный вид медитации - это вовсе не медитация на Боге, а убегание в мир иллюзии и погоня за необычными состояниями сознания. Такой подход очень сильно компрометирует изначальную медитацию, медитацию на Боге ради Его познания. То, ради чего она родилась и подарена великими риши из Индии. Мне стало очень больно от такого варварского, неблагодарного, опошленного отношения к медитации.

Медитация возникла на Востоке, в Индии. Изначально она использовалась для единения с Богом. Лишь позже, когда пришли темные века и древние знания были упрощены, забыты и покрыты налетом невежества, когда Веды и опирающийся на них индуизм в широких массах превратились из пантеизма в политеизм, искусство медитации тоже во многих случаях превратилось из искусства единения с Богом в развлечение. В таком виде оно и попало на Запад. Так называемая "трансцендентальная медитация", широко распространенная в среде хиппи и других молодежных течениях, увлекающихся мистикой и эзотерикой, - ничто иное, как такое развлечение, стремление "поймать кайф". В этом случае она становится заменителем наркотиков.

Истинное предназначение медитации, наверное, впервые на Запад привез Йогананда Парамаханса, в начале двадцатого века. Медитация на Боге. И больше ни на чем. Медитация-молитва, а не медитация-развлечение. Цель медитации? Единение с Богом. "Не ищите переживаний в медитации, путь к Богу - это не цирк." Он советовал никому не рассказывать о своих восприятиях в медитации, об опыте видения света и звуках, слышимых в медитации.

Великие святые всех времен медитируют только на Боге, и учат других медитировать только на Боге, к Нему обращаться, на Нем концентрироваться. Прежде, чем медитировать, нужно четко спросить себя: зачем я это делаю? Недавно я прочитала заметку в Интернете: "О вреде медитации". Молодой человек, написавший ее, забыл задать себе этот вопрос.
Многие люди любят кофе. Представьте человека, который заварил его побольше и покрепче и выпил несколько литров за один раз. Что будет дальше? Наверное, он попадет в больницу, а то и умрет. Вы будете обвинять в этом кофе? Нет, вы будете обвинять глупость человека. Так же и медитация. Сон полезен для здоровья человека; но если вы будете спать сколько вздумается, как и когда вздумается - вам может стать плохо от сна. Не обвиняете же вы его, а обвиняете свою неразумность. Медитация предназначена для единения с Богом, но никак не для развлечения. Не нужно превращать ее в игрушку и потом обвинять ее в своих бедах.
И уж совсем странно звучит выражение этого молодого человека: " купился на духовную этикетку". На духовность не покупаются; духовность - это глубочайшая потребность в Боге, но не товар. Ради реализации этой потребности нужно быть готовым пожертвовать всем, до конца. Не нужно проституцировать духовностью и медитацией и их же самих и обвинять. Да, за все надо платить, а за познание Бога нужно пожертвовать собой. Кажется, это широко известный факт. Чтобы получить Бога, нужно отказаться от всего остального.
"Не ищите Бога и мамону".
Вы можете искать либо Бога, либо внешнее благополучие, получать радости в мирской жизни. Путь к Богу - это не развлечение, он требует отдачи всего себя до конца; он не так легок, как кому-то может показаться. Если человек не готов в поисках Бога пожертвовать всем, если ему не нужен Бог, а нужны мирское счастье и радости, так зачем он медитирует? Это то же самое, как если бы при болезни печени вы принимали лекарства сердечные, а потом их обвиняли, что получили не тот эффект, который хотели. Любая вещь может причинить вред, если ее неправильно употреблять. Я чтением книг испортила себе зрение. Что же мне теперь, книги в этом обвинять? Нет, я сама виновата; книгам я очень благодарна за все то, что они мне подарили. Советую неудачно увлекшемуся медитацией взглянуть на вещи честно, а не обвинять что угодно, кого угодно, но не себя. В медитации вы задаете вопрос и получаете ответ. Если у вас нет глубоких вопросов к Богу, так зачем вы медитируете? Люди, которые агитируют всех подряд медитировать, - это безответственные невежественные люди, дилетанты, но не мастера медитации. Автора указанной выше заметки сагитировали ученики Сант Тхакара Сингха. Я один раз была на их введении в медитацию. То, как они представили людям медитацию - это в чистом виде один из видов развлечения, получения удовольствия. Эту сторону они и описывали, рекламировали. Разве можно Бога рекламировать? Или мост, по которому к нему можно прийти?.. Более того, они всех подряд! посвятили в ученики своего учителя, забыв спросить, хотят ли этого люди. Да еще и утверждали, что посвящает сам учитель, который незримо присутствует в комнате. Вот это уже - откровенная ложь, не знаю, осознают ли это утверждающие сей факт мальчики. Я специально глубоко сконцентрировалась, пытаясь ощутить духовное присутствие познавшего себя Мастера. Его не было. Мастер в это время не присутствовал на посвящении, я не понимаю, на каком основании они утверждали о его присутствии. Святого Духа там не было. Я не могла этого не заметить, у меня открыто духовное зрение и есть определенный опыт. Там был обычный интеллектуально-развлекательный уровень. Так относиться к медитации нельзя, это не цирковое представление. Нельзя вообще заниматься агитацией, безответственно вклиниваться в судьбы людей, а то и ломать их, причинять людям ненужную боль. Как в случае с автором заметки. Но и сам автор: Павел, какую цель Вы преследовали, когда начали медитировать? Не единения с Богом, нет, Вы от этого отказываетесь. Тогда - какую? Медитация изобретена и дана ищущим великими риши только как путь единения с Богом, вспомогательный мостик на определенном участке пути. Также она полезна при психологических растройствах, в этом случае она играет роль лекарства. В Вашем случае чем она была? Наркотиком? Кто в этом виноват, кроме Вас? Прежде, чем медитировать, нужно четко задать себе вопрос: зачем я это делаю? Я до сих пор жива во многом благодаря медитации. В моей жизни были моменты настолько тяжелые, что без медитации, которая давала мне покой, я бы не выдержала. Да, она была для меня лекарством. Но более всего - я осознанно готова ради познания Бога отказаться от всего. Да, я готова ради этого пожертвовать мирским счастьем и болотным покоем души. И это не слова, я это делаю. Глубоко понимая, на что я иду. Если кто-то думает, что он придет к Богу без страданий, то это ошибка. И не надо прикрываться красивыми словами из книг. Полезно посмотреть на жизни великих святых. С чего начинал каждый из них? Из страданий. У каждого из них томление по Богу достигало своего апогея и только тогда они всецело отдавались Ему. Томление по Богу не есть что-то приятно-гармоничное, это огромное страдание, тоска по Богу, сильнее, наверное, не бывает. Гармония и блаженство наступают потом, когда человек уже достигает некоторого контакта с Богом. Те, кто не страдает от чувства разъединенности с Богом, как правило, так и не постигают Его. Остаются на чисто религиозном уровне, хоть и предстают перед другими нередко как учителя. Но следует различать духовных Учителей самореализованных и религиозных. Первые приводят других к Богу, вторые - нет, потому что сами Его не знают.

В случае с Павлом медитация начала пробуждать в нем душу, а он был к этому не готов. Он хотел еще получать радости мирской жизни. Он хочет быть счастлив во внешнем мире. Он имеет на это право. Только непонятно тогда, зачем он занялся медитацией. "Путь к Богу - это не цирк." Следует это очень хорошо уяснить.

"Всегда поступает мудро тот ученик, который бдителен и тверд в своей практике медитации, но при этом не ожидает многого вначале. Нет ускоренного метода медитации. Современные ученики ждут немедленных результатов от медитации, и это ожидание побуждает их фантазировать, создавать в своем воображениии мысленные образы и видеть галлюцинации, которые по их мнению являются духовными переживаниями, в то время как, на самом деле, представляют собой продукты их подсознательного ума. Возникающее в результате этого разочарование выводит их из равновесия, и они либо прекращают медитацию, либо начинают следовать странным методам, наносящим вред их духовному росту." (Духовный опыт Свами Рамы)

Медитация сама по себе к Богу не приводит, это только мостик, но не средство. Медитировать может и эгоист, в собственное удовольствие (что очень часто и бывает), но эгоист к Богу никогда не придет, если не откажется от своего эгоизма. Как вегетарианство само по себе не делает человека святым, так и медитация сама по себе не является гарантией самореализации. Это очень хорошо показано в книге Рабиндраната Махараджа "Смерть одного гуру". Мальчика с рождения приучили много медитировать каждый день, к двадцати годам он имел огромный опыт медитации, хорошо ориентировался в астрале и встречался с астральными существами, именуемыми богами. Но Всевышнего Бога он так и не постиг. Качество любви медитация не развивает, даже медитация святой любви. А именно любовь и только любовь приводит к Богу.

Я встречала людей, которые медитируют по много часов, много медитируют медитации святой любви и святого сострадания. А поступки в жизни нередко низки и подлы, даже по человеческим меркам. Я видела, как человек, увлеченный своею медитацией "святой любви", не замечал старушки, повисшей в метро над ним сидящим. Он наверняка и ее обливал этой эмоциональной любовью. Но разве такая любовь есть истинная, божественная любовь? Важна мотивация, а не только действие. Как говорил Йогананда, вы только тогда становитесь высокодуховным человеком, когда ваше поведение пропитано духовностью. "Вы не становитесь добродетельными, только лишь думая, что вы добродетельны."

Медитация является седьмой ступенькой в восьмиступенчатой йоге Патанджали. Перепрыгивание через ступеньки не приводит к Богу, а наоборот, отбрасывает назад. Потому что человек приступает к медитации с неочищенным умом и сердцем и если он все же имеет некоторый успех, то он толкает его к взращиванию мании величия и самоутверждению. Именно поэтому мне и заявил однажды человек, увлекшийся медитацией, что он "за полтора года достиг больше, чем я за 15 лет." Это смешно. Он еще и близко к духовности не подходил. Умение медитировать и увлеченное занятие этим по несколько часов в день (а то и круглосуточно) не говорит о духовности человека. Преждевременная остановка ума, считающаяся абсолютно необходимой в некоторых течениях, может воспрепятствовать развитию человека. Размышления развивают мудрость. Преждевременная остановка ума и увлечение этим состоянием могут препятствовать этому развитию, вследствие чего человек может не только остановиться в своем развитии, но и пасть, если им овладеет мания величия. Как же, он может "владеть" умом, а другие не могут, значит - он выше! Это не так. Он замыкается на самом себе и на своем безмолвии ума. Но даже безмолвие ума далеко не всегда приводит к медитации. Существует очень распространенная ошибка, когда за медитацию принимают блаженно-счастливое состояние безмолвия, застывше-ленивое. Настоящая медитация - это объединение субъекта с объектом, сознания с объектом медитации. В медитационном состоянии отключены все пять органов чувств. Если человек действительно медитирует - он не услышит, когда его позовут, он вообще ничего не слышит вокруг, никаких звуков, все его внимание собрано в одну точку, сконцентрировано на объекте медитации. Он никого не видит и не слышит. Пратьяхара - это 5 ступень йоги, медитация, 7 ступень, возможна только после полного овладения пратьяхарой. А то лениво-отрешенное состояние, которое так распространено среди медитирующих, на самом деле обманчивое состояние и медитацией не является. Хотя и дает некоторый мистический опыт, на который и ловятся многие. Но такое состояние к Богу не приводит.

Преждевременная остановка ума и увлеченность медитацией без должной духовной зрелости и глубокой внутренней осознанности могут привести к умственной лености. "С одной только медитацией вы становитесь ленивыми, и обретают силу чувства," - говорил Йогананда Парамаханса. Однажды за завтраком он сделал замечание юной ученице: "Ты сегодня утром не медитировала". "Сэр, - запротестовала она, - я медитировала целый час!" "Тебе надо было медитировать полчаса", - ответил учитель. Важна эффективность, а не количество часов. Йогананда не позволял своим ученикам медитировать все время, осознанно загружая их работой.
Когда я разговаривала по телефону с сестрой Парвати из американского общества самореализации Йогананды, она сказала мне, что не следует останавливать мысли, потому что это может привести к остановке в развитии. Ум, мышление развивает волю и индивидуальность. На тот момент я уже и сама это поняла и на своем примере и на примере общения с некоторыми людьми, чрезмерно увлеченными остановкой ума. Они застыли и умственно деградировали. Они обезличивают себя, считая это растворением личности в абсолюте. На самом деле эго у них раздулось на этой почве, а вот индивидуальность затирается. Не думаю, что это может приблизить к Богу. Полностью овладеть умом - это не значит совсем им не пользоваться, но уметь отключать пустую болтовню ума. Достичь безмолвия ума - это не значит: лишиться мозгов.
"Высшая цель религии (как истинного знания) есть Atmajnanan, Окончательное Самопостижение. Но для того, чтобы достичь этого, необходимо познание внешнего мира." Шри Юктешвар Гири, "Святая наука".
Убегание от мира в медитационное состояние не является познанием мира. Медитация только тогда приводит к Богу, когда все сознание очищено. И очищается оно не медитацией, а реальной жизнью и глубоким внутренним анализом, требующем далеко не слабый ум. Если человек не имеет ни ума, ни сердца, то медитация не поможет ему их приобрести и, тем более, - не приведет к Богу. "Путь к Богу - через чистое сердце..." Чистота сердца приобретается жизнью, милосердием ко всему живому... Поэтому, настоятельно рекомендую: медитируйте на милосердии, думайте о милосердии, стремитесь быть милосердными всегда; это в любом случае никому вреда не причинит, а вас оно только очистит. Милосердие сильно помогает развить любовь истинную, а не пустую эмоцию. Развитие любви самой по себе затруднительно еще и потому, что это понятие сильно исковеркано и загрязнено, и не всегда ясно: что и как, собственно, нужно развивать. Милосердие же пока чисто и обычно не вызывает вопросов.






Site Map




Hosted by uCoz