"Не ищите переживаний в медитации.
Путь к Богу - это не цирк." Йогананда Парамаханса Одним из наиболее модных, распространенных явлений в наш прогрессивный XXI век (начиная со второй половины XX века) стало повальное увлечение медитацией, особенно в молодежной среде. Впервые в жизни о медитации я услышала в 17 лет и это были достаточно чистые сведения, не загрязненные стремлением получения удовольствий и тенденцией к развлечению. Медитацию мне представили как объединение своего сознания с сознанием Бога. Долго так и только так я ее и понимала. И когда однажды девушка мне рассказала, как она в медитации подбрасывала воображаемые шары и испытывала другие глюки, я не поняла, о чем она? Какое это имеет отношение к божественной медитации? Лишь через многие годы я поняла, что распространенный вид медитации - это вовсе не медитация на Боге, а убегание в мир иллюзии и погоня за необычными состояниями сознания. Такой подход очень сильно компрометирует изначальную медитацию, медитацию на Боге ради Его познания. То, ради чего она родилась и подарена великими риши из Индии. Мне стало очень больно от такого варварского, неблагодарного, опошленного отношения к медитации. Медитация возникла на Востоке, в Индии. Изначально она использовалась для единения с Богом. Лишь позже, когда пришли темные века и древние знания были упрощены, забыты и покрыты налетом невежества, когда Веды и опирающийся на них индуизм в широких массах превратились из пантеизма в политеизм, искусство медитации тоже во многих случаях превратилось из искусства единения с Богом в развлечение. В таком виде оно и попало на Запад. Так называемая "трансцендентальная медитация", широко распространенная в среде хиппи и других молодежных течениях, увлекающихся мистикой и эзотерикой, - ничто иное, как такое развлечение, стремление "поймать кайф". В этом случае она становится заменителем наркотиков. Истинное предназначение медитации, наверное, впервые на Запад привез Йогананда Парамаханса, в начале двадцатого века. Медитация на Боге. И больше ни на чем. Медитация-молитва, а не медитация-развлечение. Цель медитации? Единение с Богом. "Не ищите переживаний в медитации, путь к Богу - это не цирк." Он советовал никому не рассказывать о своих восприятиях в медитации, об опыте видения света и звуках, слышимых в медитации.
Великие святые всех времен медитируют только на Боге, и учат других
медитировать только на Боге, к Нему обращаться, на Нем концентрироваться.
Прежде, чем медитировать, нужно четко спросить себя: зачем я это делаю?
Недавно я прочитала заметку в Интернете:
"О вреде медитации".
Молодой человек, написавший ее, забыл задать себе этот вопрос.
В случае с Павлом медитация начала пробуждать в нем душу, а он был к этому не готов. Он хотел еще получать радости мирской жизни. Он хочет быть счастлив во внешнем мире. Он имеет на это право. Только непонятно тогда, зачем он занялся медитацией. "Путь к Богу - это не цирк." Следует это очень хорошо уяснить. "Всегда поступает мудро тот ученик, который бдителен и тверд в своей практике медитации, но при этом не ожидает многого вначале. Нет ускоренного метода медитации. Современные ученики ждут немедленных результатов от медитации, и это ожидание побуждает их фантазировать, создавать в своем воображениии мысленные образы и видеть галлюцинации, которые по их мнению являются духовными переживаниями, в то время как, на самом деле, представляют собой продукты их подсознательного ума. Возникающее в результате этого разочарование выводит их из равновесия, и они либо прекращают медитацию, либо начинают следовать странным методам, наносящим вред их духовному росту." (Духовный опыт Свами Рамы) Медитация сама по себе к Богу не приводит, это только мостик, но не средство. Медитировать может и эгоист, в собственное удовольствие (что очень часто и бывает), но эгоист к Богу никогда не придет, если не откажется от своего эгоизма. Как вегетарианство само по себе не делает человека святым, так и медитация сама по себе не является гарантией самореализации. Это очень хорошо показано в книге Рабиндраната Махараджа "Смерть одного гуру". Мальчика с рождения приучили много медитировать каждый день, к двадцати годам он имел огромный опыт медитации, хорошо ориентировался в астрале и встречался с астральными существами, именуемыми богами. Но Всевышнего Бога он так и не постиг. Качество любви медитация не развивает, даже медитация святой любви. А именно любовь и только любовь приводит к Богу. Я встречала людей, которые медитируют по много часов, много медитируют медитации святой любви и святого сострадания. А поступки в жизни нередко низки и подлы, даже по человеческим меркам. Я видела, как человек, увлеченный своею медитацией "святой любви", не замечал старушки, повисшей в метро над ним сидящим. Он наверняка и ее обливал этой эмоциональной любовью. Но разве такая любовь есть истинная, божественная любовь? Важна мотивация, а не только действие. Как говорил Йогананда, вы только тогда становитесь высокодуховным человеком, когда ваше поведение пропитано духовностью. "Вы не становитесь добродетельными, только лишь думая, что вы добродетельны." Медитация является седьмой ступенькой в восьмиступенчатой йоге Патанджали. Перепрыгивание через ступеньки не приводит к Богу, а наоборот, отбрасывает назад. Потому что человек приступает к медитации с неочищенным умом и сердцем и если он все же имеет некоторый успех, то он толкает его к взращиванию мании величия и самоутверждению. Именно поэтому мне и заявил однажды человек, увлекшийся медитацией, что он "за полтора года достиг больше, чем я за 15 лет." Это смешно. Он еще и близко к духовности не подходил. Умение медитировать и увлеченное занятие этим по несколько часов в день (а то и круглосуточно) не говорит о духовности человека. Преждевременная остановка ума, считающаяся абсолютно необходимой в некоторых течениях, может воспрепятствовать развитию человека. Размышления развивают мудрость. Преждевременная остановка ума и увлечение этим состоянием могут препятствовать этому развитию, вследствие чего человек может не только остановиться в своем развитии, но и пасть, если им овладеет мания величия. Как же, он может "владеть" умом, а другие не могут, значит - он выше! Это не так. Он замыкается на самом себе и на своем безмолвии ума. Но даже безмолвие ума далеко не всегда приводит к медитации. Существует очень распространенная ошибка, когда за медитацию принимают блаженно-счастливое состояние безмолвия, застывше-ленивое. Настоящая медитация - это объединение субъекта с объектом, сознания с объектом медитации. В медитационном состоянии отключены все пять органов чувств. Если человек действительно медитирует - он не услышит, когда его позовут, он вообще ничего не слышит вокруг, никаких звуков, все его внимание собрано в одну точку, сконцентрировано на объекте медитации. Он никого не видит и не слышит. Пратьяхара - это 5 ступень йоги, медитация, 7 ступень, возможна только после полного овладения пратьяхарой. А то лениво-отрешенное состояние, которое так распространено среди медитирующих, на самом деле обманчивое состояние и медитацией не является. Хотя и дает некоторый мистический опыт, на который и ловятся многие. Но такое состояние к Богу не приводит.
Преждевременная остановка ума и увлеченность медитацией без должной духовной
зрелости и глубокой внутренней осознанности могут привести к умственной
лености. "С одной только медитацией вы становитесь ленивыми, и обретают силу
чувства," - говорил Йогананда Парамаханса. Однажды за завтраком он сделал
замечание юной ученице: "Ты сегодня утром не медитировала". "Сэр, -
запротестовала она, - я медитировала целый час!" "Тебе надо было медитировать
полчаса", - ответил учитель. Важна эффективность, а не количество часов.
Йогананда не позволял своим ученикам медитировать все время, осознанно
загружая их работой.
|