"Как это прекрасно - человек, который желает странного..."
|
"Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и
заставляют благоговеть, и чем дальше, тем чаще мы занимаемся размышлениями
об этих вещах. Это звездное небо - во-первых. И нравственный закон,
заключенный в нас, - во-вторых. То и другое покрыто мраком и бездною и
находится вне нашего горизонта."
И.Кант Астрономия... Как романтично звучит это слово!.. Для кого-то оно навсегда остается лишь в звучании и грустных вздохах, для кого-то - в любовании звездным небом по ночам, а для кого-то она становится профессией... Кто-то приходит к ней потому, что она ему нравится, красота звучания самого этого слова, романтика и т.д., а кто-то стремится сделать карьеру в астрономической области, самоутвердиться, сделать себе имя - желательно мировое и громкое... Кто-то приходит к ней, увлекшись в ранней юности романтическим ореалом астрономии, который позже может и исчезнуть (некоторым, правда, он светит всю жизнь), в зрелости же оставаясь астрономом по привычке (зачем же то я учился, значит, должен быть астрономом!), больше увлекаясь семьей, детьми и бытом (особенно это касается женщин). Кто-то держится за астрономию всю жизнь, теша свое мелкое эгоистичное мещанское самолюбие (Я - ученый! Я работаю в Астрономическом Институте!), занимая при этом чужое место, ибо не вносит никакого вклада в науку (потому что изначально интерес был поверхностным, человек купился на внешнюю красивость и романтику, не задумавшись, что астрономия - это наука, а не способ развлечения. Причем не просто наука, а наука о познании мира. И основная цель ее - познавательная, но не развлекательная...). Но есть люди, для которых астрономия является смыслом всей жизни; люди, которые посвящают астрономии всю свою душу, всего себя до конца, и не только в мечтах, но и в делах. Не во внешне-показательных делах, а в исследованиях, в исследованиях космоса. Люди, стремящиеся понять: как устроен мир? Вот они то и есть настоящие Астрономы! Правда, их очень немного... Я никогда не увлекалась астрономией. И никогда не понимала, когда меня спрашивали в детстве: "кем ты хочешь быть?" Что значит - быть? Я уже есть. Я - это Я, почему я должна еще кем-то быть?
Я так никогда и не смогла принять стандартный стереотип общества, согласно
которому человек должен
окончить школу, выбрать специальность, которая ему нравится, зарабатывать
деньги, завести семью, родить и воспитывать детей... Я всегда хотела понять, зачем
вообще дана жизнь и что это такое... В чем ее смысл... "Жизнь дана для того,
чтобы получать удовольствия", - объяснил мне однажды профессор
Петербургского Университета. Я тогда испытала сильный шок: человек прожил больше
половины жизни и так по-детски смотрит на столь важный вопрос...
|
Наука без теории познания (насколько это вообще мыслимо)
становится примитивной и путанной."
|
Мой путь в астрономию начался с поиска истины. Кто-то может сказать: "Поиск
истины? А при чем тут астрономия?" Астрономия имеет к этому самое прямое
отношение; я ведь хочу понять, как на самом деле устроен мир, а не
упражняться в философских абстракциях.
В своих поисках истины я выделила два направления исследования: материя,
инструмент исследования - математика-физика-астрономия, и сознание; понять
его я пыталась с помощью психологии, исследования религий, философии, в
основном восточной, позже - джнана-йоги.
|
Если человек не понимает проблемы, он пишет много формул, а когда поймет,
в чем дело, их остается в лучшем случае две.
|
В моей жизни было всего два увлечения, в детстве. Первое - это математика. Ее я любила всегда. Мне очень повезло с преподавателями математики в школе, первые восемь лет. Им я всегда буду благодарна за то, что они увидели и всегда поддерживали во мне любовь к математике и к знаниям вообще. Я и сейчас люблю математику, красивую математику. - красивая формула! Меня отталкивают и вызывают отвращение формулы, записанные в несколько строк... Мир прост. Мир можно описать простыми формулами. Если не знаем простых - это не значит, что их нет, это говорит о нашем невежестве, нужно иметь мужество честно это признать. Когда-то движение планет описывалось очень сложным образом, через вписанные и описанные математические фигуры. Причем описывались достаточно точно для тех времен. Но в итоге все оказалось куда проще: планеты движутся по эллипсу. И не нужно нагромождение орбит на орбиту. Современные сложные описания и классификации объектов сильно напоминают такую же ситуацию. Мы изучаем мир, мы же и учимся у мира.
Вторым увлечением было чтение книг. За свою жизнь я прочитала несколько тысяч
книг, честно: просто я очень быстро читаю. Сначала читала все подряд,
позже перешла на более серьезную литературу: астрономия, физика, философия,
психология. Книги стали для меня наркотиком, если долго не читала,
начиналась настоящая ломка. Прошли годы, прежде чем я усилием воли вылечилась
от книжной наркозависимости.
|
Тот, кто наделен знанием,несет на себе ответственность."
|
Детство прошло, увлечения - тоже. Увлечения - это детский уровень общения с миром, детский уровень познавания мира. Я не понимаю и никогда не пойму людей, которые относятся к науке как к какому-то увлечению. Нравится - деткам в песочнице играться, а наука - это не детская площадка, ею играться нельзя. Иначе получаются ученые, благодаря чьей активной деятельности на головы людям падают атомные бомбы. Потому что они играются, не чувствуют ответственности за свою деятельность перед обществом и перед людьми. Наука - это большая ответственность, потому что она, наряду с искусством, направляет развитие цивилизации. Неплохо бы профессорам почаще вспоминать об этом и объяснять это студентам, начиная с первого курса. Прививать чувство ответственности им и себе тоже. Вопрос ответственности в науке почему-то не принято ставить совсем.
Зачем мне нужна астрономия?
|
"...жизнь человека, посвятившего себя науке, неминуемо наполнена
бесконечной борьбой."
|
Что мною движет?
|
Человек может быть не на своем месте только тогда, когда ему достаточно
легко это место дается.
|
На своем ли я месте или занимаю чужое? (какого-нибудь тепличного барского ребеночка, пришедшего поразвлечься; они ведь все на своих местах по праву рождения)
Этот вопрос я задаю себе чуть-ли не каждый день с тех пор, как окончила школу.
Ответ у меня есть только один:
|
Чтобы заниматься наукой, нужно ее любить.
|
А когда человек любит, он этому отдает, все, до конца. Понять это могут лишь
те, кто сам отдавал, а не только брал...
|
История науки - не только борьба идей, борьба за право на свою точку зрения,
зачастую это борьба за право жить и работать.
Наука не должна зависеть от мировоззрений.
В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики.
|
Жизнь так складывается, что пока что я не могу заниматься тем, ради чего пришла в астрономию...
Пока что мои попытки понять мир научным путем записываются в блокнот и ждут
лучших времен, когда будут время и возможности заняться серьезными
исследованиями в этом направлении. Я пытаюсь соединить исследования духовные
и научные, это нелегко, к тому же - это непроторенный путь. Пока что этот
путь способен вызвать лишь неприятие и агрессию в научной среде.
Хотя многие факты вступают в противоречие со строго материалистичным
мировоззрением, люди науки, как правило, все же стремятся притянуть свои
исследования к своему мировоззрению. Ваше мировоззрение - это то, как вам
описали мир в детстве, оно опирается на уже известные факты. Но оно не
является истинным отражением мира, поскольку мир не ограничивается только
известными на сегодняшний день фактами. Сейчас идет двапара-юга, 2/3
невежества и лишь 1/3 истинных знаний (см. "Святая наука" Шри Юктешвар Гири).
Лишь когда придет время сатья-юги - через пять с половиной
тысяч лет - лишь тогда наука и духовность полностью объединятся и никаких
расхождений у них не будет. Наука к тому времени приблизится к истине.
Пока же - можно доверять лишь математике, но ни в коем случае - не "здравому"
смыслу. Здравый смысл говорит, что стол твердый, однако мы знаем уже,
что стол состоит, в основном, из пустоты, и ничего твердого в нем нет.
|
"Так было во все времена: тех, кто стремился к высшим знаниям,
всегда преследовали невежественные люди, которые боялись познать
Истину и думали, что никто не может знать больше, чем они."
|
Когда-то один заслуженный ученый сказал мне следующее:
Один Бог знает, смогу ли я реализовать астрономические изыскания, дадут ли мне это сделать... Но Его я постигну обязательно, без этого вся жизнь теряет смысл. Бог и Истина едины, знание Бога дает также знание устройства всего мироздания. Но удастся ли эти знания переложить на язык науки... Не знаю... Положение в стране сейчас настолько тяжелое, что почти не дает возможности заниматься наукой. Наука почти совсем не финансируется и приходится зарабатывать себе на жизнь посторонними вещами. Постоянно стоит выбор: наука или материальное благополучие. Это было неоднократно, это было постоянно, это есть и сейчас. Нет, я лгу... Такого выбора у меня никогда не было... Я не могу выбирать... Никогда... Никогда не смогу оставить науку, даже если мне всю жизнь придется бедствовать... Я пыталась много раз представить: а что будет, если я уйду из астрономии? Пустота... Мир остается пустым и безумно бедным... Я никогда не смогу этого сделать. Уход есть только один: смерть. И это не шутка.
Тема моего диплома была связана с рождением и аннигиляцией электрон-позитронных пар. Волею судьбы мне пришлось уйти из этой области исследований и перейти в область межзвездной среды.
Долгое время я не понимала, почему жизнь направила меня в эту область. Иногда было даже противно заниматься мерзкой межзвездной пылью. Просто так ничего не бывает... Сейчас я уже вижу, что знания по межзвездной среде необходимы для серьезных космологических исследований.
Мне казалось, что защитив кандидатскую диссертацию и получив ученую степень, я получу право на самостоятельные научные исследования и меня, наконец-то, оставят в покое. Лишь перед самой защитой я узнала, что практически ничего не меняется, ученая степень влияет лишь на объем зарплаты. А право заниматься наукой в АИ СПбГУ дает лишь высокое, барское социальное происхождение и умение угождать. Умение самостоятельно проводить исследования более чем не приветствуется.
Что касется моего социального происхождения, из-за которого я так много пострадала, то оно не столь уж и плохо.
Я являюсь потомком двух величайших людей, людей высокой чести
и правдивости, мудрости и человеколюбия. Правда, эти качества, ценнейшие в
масштабах Вечности, не являются ценными в социуме локального участка времени.
Один из этих двух моих великих родственников - родной брат моей любимой бабушки -
Заяц Карп Герасимович (я его лично знала и хорошо помню) - мудрейший человек из всех, кого
мне довелось встретить. Это неземная мудрость. Ни одному профессору,
академику, с их громкими мировыми именами, до нее не дотянуть...
Второй - двоюродный брат моей бабушки, Михаил Заяц. Это имя известно всем,
кто хорошо знаком с историей Украины, в частности - с историей Харьковщины.
Банда Михаила Зайца - упоминается вскользь в истории довоенных лет.
Была ли это банда? И почему упоминается тихо, вскользь, а не громко, как
имена Махно, Бандеры, Петлюры?
Вообще, мне самой никакая ученая степень и кандидатские погоны не нужны; как я писала выше, они нужны не мне самой, а профессорам, для того, чтобы хотя бы частично защититься от них (без них меня бы уже затоптали). Мой действительный уровень потребностей: пещера где-нибудь в Гималаях, подальше от людей, источник воды для питья и купания, минимум еды - какие-нибудь фруктовые деревья поблизости и съедобные растения, минимум одежды - нечто типо набедренной повязки (прошу прощения: я, к сожалению, не мужчина, наверное, нужна не только набедренная повязка, но и повязка чуть повыше). Много-много бумаги и карандашей, хорошая научная библиотека: книги по физике, астрономии, математике. Компьютер (сейчас без него невозможно заниматься наукой) с комплексом необходимых программ и желательно с доступом в Интернет, на научные сайты. И тигр, который обеспечивал бы мне уединение и отгонял любопытных и людей с непотребными целями. Да, и еще много-много чау-чау: тигры ведь не вегетарианцы...
Как я работаю?
|
изложены в следующих статьях:
А.Я.Перельман, Т.В.Зиновьева
А.Я.Перельман, Т.В.Зиновьева
А.Я.Перельман, Т.В.Зиновьева
A.Y.Perelman, T.V.Zinov'eva and I.G.Mosseev
T.V.Zinov'eva
Т.В.Зиновьева
Т.В.Зиновьева
Т.В.Зиновьева
Т.В.Зиновьева
Т.В.Зиновьева
|