Дзэн - это не трудно. Если ты врач, то лечи больных с милосердием. Это и есть дзэн. (Нан Ин) ПРОКИСШИЙ МИСО
Юный повар-монах Дарё из монастыря Банкэя решил лучше заботиться о здоровье
старого учителя и подавать ему только свежий мисо - пасту из соевых бобов,
растолченных с рисом и дрожжами, которая часто скисает. Заметив, что ему
подали мисо лучший, чем ученикам, Банкэй спросил:
К нему прислали Дарё. Услышав, что по возрасту и положению ему полагается
есть только свежий мисо, Банкэй сказал:
ОТСУТСТВИЕ СОСТРАДАНИЯ
Жила в Китае старая женщина, которая больше двадцати лет кормила одного монаха. Построив ему небольшую хижину, она содержала монаха, пока тот медитировал. Наконец она спросила себя, каких же успехов он за это время достиг. Чтобы выяснить это, она заручилась помощью девушки, богато наделенной страстью. "Пойди и обними его, - сказала она, - а потом неожиданно спроси: "Ну, и что теперь?"" Девушка отправилась к монаху, без особых затруднений приласкалась к нему и спросила, что он намерен с этим делать. -Старое дерево одиноко растет зимой на холодной скале, - поэтично ответил монах. - Нет здесь нигде тепла. - Девушка вернулась и рассказала, что слышала. - И подумать только, что я двадцать лет кормила этого человека! - сердито воскликнула старая женщина. - Он не проявил ни внимания к твоей потребности, ни намерения объяснить твое состояние. Он не был обязан отвечать на страсть, но по крайней мере был должен высказать хоть какое-то сочувствие. Она немедля отправилась к хижине монаха и сожгла ее дотла. НА ГРЯЗНОЙ ДОРОГЕ
Как-то Тандзан и Экидо держали путь по грязной дороге. Лил сильный дождь. Зайдя за поворот, они повстречали милую девушку в шелковом кимоно с поясом, которая не могла перейти размокшую дорогу. "А ну-ка, девушка", - не медля сказал Тандзан и, взяв ее на руки, перенес через грязь. Экидо не возобновлял беседы и молчал до вечера, пока они не достигли храма, где остановились на ночь. Там он уже не мог больше сдерживаться и сказал: "Мы, монахи, не должны приближаться к женщинам, особенно к таким молодым и красивым, ведь это опасно. Почему же ты так сделал?" - Я оставил девушку там, - ответил Тандзан, - а ты, все еще несешь ее? ДИСПУТ ЗА ПРИЮТ
В храме дзэн мог остановиться каждый странствующий монах, которому удавалось выиграть диспут о буддизме у кого-нибудь из уже живших там монахов. Если же он терпел поражение, ему полагалось идти дальше. В одном харме на севере Японии жили вместе два брата-монаха. Старший был ученым, а младший глупым и кривым на один глаз. Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения. Устав за день от занятий, старший брат приказал младшему пойти вместо себя. "Иди и предложи дискутировать молча", - предупредил он его. Молодой монах и странник вошли в храм и уселись там. Вскоре пришелец встал и, зайдя к старшему брату, сказал: "Твой младший брат - замечательный парень. Он выиграл диспут". - "Расскажи мне, как это произошло", - попросил старший. - Так вот, - начал странник, - сперва я поднял вверх один палец, представляя Будду, Просветленного. Он же поднял два пальца, обозначая Будду и его учение. Тогда я поднял три пальца, символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии. На это он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, показывая, что все они происходят из одного и того же осознания. Поэтому он победил меня, и я не могу здесь больше оставаться. - Сказав так, путник ушел.
- Где этот тип? - спросил, вбегая, младший брат.
ДВЕРИ РАЯ
Воин по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле
рай и ад.
Нобусигэ так рассердился, что стал вынимать из ножен меч. Хакуин продолжил:
Когда же Нобусигэ обнажил меч, Хакуин заметил:
Эти слова открыли самураю учение мастера. Спрятав меч, он поклонился.
УБИЙСТВО
Как-то, наставляя своих учеников, Гасан сказал:
"ДЕТИ ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА"
Ямаока Тэссю был учителем императора. Он также был мастером фехтования и глубоким знатоком дзэн. Его дом служил пристанищем бродягам. Он даже не имел другой одежды, кроме той, что была на нем - это все, что они ему оставляли. Видя, как он обносился, император дал ему денег на новый костюм. На следующий день Ямаока снова явился в старой одежде. "А что же случилось с новой одеждой, Ямаока?" - спросил император. - Я отдал ее детям Вашего Величества. ИСТИННОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ
Один богатый человек попросил ка-то Сэнгая написать что-нибудь для постоянного процветания его семьи, чтоб это можно было хранить, как сокровище, от поколения к поколению. Сэнгай достал большой лист бумаги и написал: "Умирает отец, умирает сын, умирает внук". Богач рассердился: "Ведь я же просил тебя написать что-нибудь на счастье моей семье! Зачем ты так шутишь?" - Я не собирался шутить, - объяснил Сэнгай. - Если бы твоему сыну пришлось умереть прежде твоей смерти, это безмерно опечалило бы тебя. Если б твоему внуку пришлось покинуть этот мир раньше твоего сына, то оба вы были бы убиты горем. Если в твоем роду поколение за поколением будет уходить в записанном мною порядке - это будет естесственным течением жизни. Вот что я называю истинным процветанием. |