another

Дзэн - это не трудно. Если ты врач, то лечи больных с милосердием. Это и есть дзэн. (Нан Ин)

ПРОКИСШИЙ МИСО

Юный повар-монах Дарё из монастыря Банкэя решил лучше заботиться о здоровье старого учителя и подавать ему только свежий мисо - пасту из соевых бобов, растолченных с рисом и дрожжами, которая часто скисает. Заметив, что ему подали мисо лучший, чем ученикам, Банкэй спросил:
-Кто сегодня готовил?

К нему прислали Дарё. Услышав, что по возрасту и положению ему полагается есть только свежий мисо, Банкэй сказал:
- Тогда думай, что мне не полагается есть вовсе.
И, войдя к себе в комнату, запер за собой дверь. Дарё, сев на пол перед дверью учителя, просил прощения, но Банкэй не отзывался. Семь дней пробыл Банкэй внутри, а Дарё просидел снаружи. Наконец, отчаявшись, один из учеников крикнул:
-Почтенный учитель, у вас, может быть, все хорошо, но этому юному ученику, что здесь сидит, есть надо. Он не может голодать вечно. На это Банкэй открыл дверь. Улыбаясь, он сказал Дарё:
-Я требую себе такую же еду, как у последнего из моих учеников. Не хочу, чтобы ты, когда станешь учителем, забыл об этом.

ОТСУТСТВИЕ СОСТРАДАНИЯ

Жила в Китае старая женщина, которая больше двадцати лет кормила одного монаха. Построив ему небольшую хижину, она содержала монаха, пока тот медитировал. Наконец она спросила себя, каких же успехов он за это время достиг.

Чтобы выяснить это, она заручилась помощью девушки, богато наделенной страстью. "Пойди и обними его, - сказала она, - а потом неожиданно спроси: "Ну, и что теперь?""

Девушка отправилась к монаху, без особых затруднений приласкалась к нему и спросила, что он намерен с этим делать.

-Старое дерево одиноко растет зимой на холодной скале, - поэтично ответил монах. - Нет здесь нигде тепла. - Девушка вернулась и рассказала, что слышала.

- И подумать только, что я двадцать лет кормила этого человека! - сердито воскликнула старая женщина. - Он не проявил ни внимания к твоей потребности, ни намерения объяснить твое состояние. Он не был обязан отвечать на страсть, но по крайней мере был должен высказать хоть какое-то сочувствие.

Она немедля отправилась к хижине монаха и сожгла ее дотла.

НА ГРЯЗНОЙ ДОРОГЕ

Как-то Тандзан и Экидо держали путь по грязной дороге. Лил сильный дождь. Зайдя за поворот, они повстречали милую девушку в шелковом кимоно с поясом, которая не могла перейти размокшую дорогу. "А ну-ка, девушка", - не медля сказал Тандзан и, взяв ее на руки, перенес через грязь.

Экидо не возобновлял беседы и молчал до вечера, пока они не достигли храма, где остановились на ночь. Там он уже не мог больше сдерживаться и сказал:

"Мы, монахи, не должны приближаться к женщинам, особенно к таким молодым и красивым, ведь это опасно. Почему же ты так сделал?"

- Я оставил девушку там, - ответил Тандзан, - а ты, все еще несешь ее?

ДИСПУТ ЗА ПРИЮТ

В храме дзэн мог остановиться каждый странствующий монах, которому удавалось выиграть диспут о буддизме у кого-нибудь из уже живших там монахов. Если же он терпел поражение, ему полагалось идти дальше.

В одном харме на севере Японии жили вместе два брата-монаха. Старший был ученым, а младший глупым и кривым на один глаз.

Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения. Устав за день от занятий, старший брат приказал младшему пойти вместо себя. "Иди и предложи дискутировать молча", - предупредил он его.

Молодой монах и странник вошли в храм и уселись там. Вскоре пришелец встал и, зайдя к старшему брату, сказал: "Твой младший брат - замечательный парень. Он выиграл диспут". - "Расскажи мне, как это произошло", - попросил старший.

- Так вот, - начал странник, - сперва я поднял вверх один палец, представляя Будду, Просветленного. Он же поднял два пальца, обозначая Будду и его учение. Тогда я поднял три пальца, символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии. На это он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, показывая, что все они происходят из одного и того же осознания. Поэтому он победил меня, и я не могу здесь больше оставаться. - Сказав так, путник ушел.

- Где этот тип? - спросил, вбегая, младший брат.
- Я понял, что ты победил его.
- Я не победил, но зато сейчас я его отделаю!
- Ну-ка расскажи мне о диспуте.
- Едва завидев меня, он тут же поднял один палец, нагло намекая на то, что у меня всего один глаз. Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым и поднял два пальца, поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза. Тогда этот бесстыжий негодяй поднял три пальца, показывая, что у нас всего три глаза на двоих. Тут я рассвирепел и только было начал его бить, как он сбежал.

ДВЕРИ РАЯ

Воин по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле рай и ад.
- Кто ты? - спросил Хакуин.
- Самурай, - ответил воин.
- Это ты - самурай? - воскликнул Хакуин, - какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же лицо нищего!

Нобусигэ так рассердился, что стал вынимать из ножен меч. Хакуин продолжил:
- А у тебя и меч есть? Небось такой тупой, что им ты мне и голову не срубишь.

Когда же Нобусигэ обнажил меч, Хакуин заметил:
- Вот так открываются двери ада.

Эти слова открыли самураю учение мастера. Спрятав меч, он поклонился.
- А так открываются двери рая, - сказал Хакуин.

УБИЙСТВО

Как-то, наставляя своих учеников, Гасан сказал:
- Те, кто выступают против убийства и требуют щадить жизнь каждого чувствующего существа, правы. Охранять даже животных и насекомых - благо. Но как быть с теми, кто убивает время, как быть с теми, кто уничтожает богатство и с теми, кто разваливает политическую экономию? Мы не должны их игнорировать. Больше того - как быть с теми, кто проповедует без просветления? ВЕДЬ ОН УБИВАЕТ БУДДИЗМ!

"ДЕТИ ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА"

Ямаока Тэссю был учителем императора. Он также был мастером фехтования и глубоким знатоком дзэн.

Его дом служил пристанищем бродягам. Он даже не имел другой одежды, кроме той, что была на нем - это все, что они ему оставляли.

Видя, как он обносился, император дал ему денег на новый костюм. На следующий день Ямаока снова явился в старой одежде.

"А что же случилось с новой одеждой, Ямаока?" - спросил император.

- Я отдал ее детям Вашего Величества.

ИСТИННОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ

Один богатый человек попросил ка-то Сэнгая написать что-нибудь для постоянного процветания его семьи, чтоб это можно было хранить, как сокровище, от поколения к поколению.

Сэнгай достал большой лист бумаги и написал:

"Умирает отец, умирает сын, умирает внук".

Богач рассердился: "Ведь я же просил тебя написать что-нибудь на счастье моей семье! Зачем ты так шутишь?"

- Я не собирался шутить, - объяснил Сэнгай. - Если бы твоему сыну пришлось умереть прежде твоей смерти, это безмерно опечалило бы тебя. Если б твоему внуку пришлось покинуть этот мир раньше твоего сына, то оба вы были бы убиты горем. Если в твоем роду поколение за поколением будет уходить в записанном мною порядке - это будет естесственным течением жизни. Вот что я называю истинным процветанием.

Hosted by uCoz