Ч ЕЛОВЕК:
ДУХ, ИДУЩИЙ
ЧЕРЕЗ В ЕКА


"Когда сила любви
сменит любовь к силе,
Человек будет иметь
новое имя: Бог.

Шри Чинмой

"Человек и Бог вечно едины.
Подобно Богу человек бесконечен,
подобно человеку Бог конечен.
Между человеком и Богом нет зияющей пропасти.
Человек - это завтрашний Бог,
Бог - вчерашний человек.

Шри Чинмой

"Иметь облик человека -
это еще не значит быть им.
Надо иметь такой уровень понимания,
который делает невозможным для нас
проявление любых черт звериной натуры."

Кулаковы И. и Л.

"Порой нам кажется, что не осталось на земле ни одного дракона, ни одного храброго рыцаря, ни единой принцессы, пробирающейся тайными лесными тропами, очаровывая своей улыбкой бабочек и оленей.
Нам кажется, что наш век отделяет от тех сказочных времен какая-то граница. Судьба - это где-то за горизонтом, а светящиеся призраки исчезли навсегда.
Как замечательно, что это не так! Принцессы, рыцари, драконы, чары, тайны и приключения... они не просто рядом с нами, здесь и сейчас, - ничего другого и не было никогда на земле!
В наше время их облик, конечно, изменился. Драконы носят сегодня официальные костюмы, костюмы правительственных чиновников, прячутся за масками инспекций и служб. Общественные демоны набрасываются на нас, как только мы осмеливаемся поднять глаза от земли или повернуть направо там, где нам велели повернуть налево. Внешность стала столь обманчивой, что рыцарям и принцессам трудно узнать друг друга и самих себя."

"Мост через Вечность"
Ричард Бах


"Прежде чем познавать внешний мир,
следует познать себя,
а потом решать остальные задачи,
если они останутся."

Шри Рамана Махариши


Что есть человек и каково его место в этом мире?
Существует много мнений на этот счет, но ведь истина на то и истина, а не мнение, что о ней не спорят, она есть и не зависит ни от людских мнений, ни от веяния времени. Все в этом мире имеет обоснование и оно одно истинное, все остальные - домыслы и догадки. Легко принять чью-то точку зрения и успокоиться. Но вот, верна ли она? Не факт. Наличие уникальных людей - святых - заставляет задуматься о настоящем предназначении человека, отличном от общепринятого. На Востоке человек считается незавершенным, переходным существом. Его незавершенность, несовершенство (даже в сравнении с животными) бросается в глаза любому. Что же есть его завершенность? И зачем он нужен в этом мире, таком гармоничном без него?
Говорят, о вкусах не спорят. Может быть, о них и не спорят, но они дают некоторую информацию о человеке. Если рассматривать на физиологическом уровне, то вкусы говорят о химических реакциях его организма, о склонностях и потребностях. На уровне души - о ней самой. Например, музыка. Мы звуки воспринимаем не только ушами, но и всем телом, звуковая волна ударяет по всем клеточкам тела. Особенно чувствительные места - чакры; как правило, люди их не чувствуют. Вибрации чакр имеют свой уровень и если он сильно расходится со звуковой волной - получается дисбаланс, человек чувствует себя дискомфортно, неприятно. Мне, например, физически больно слушать низкопробную и тяжелую музыку, у меня болят чакры от нее. Когда у нас в студгородке был фестиваль рок-музыки (ее слышно было в радиусе не меньше километра), я вынуждена была уходить из дома все три дня. Конечно, жаль потерянного времени, но мне было очень больно. Музыка низкого уровня отрицательно влияет и на физическое и на психическое здоровье человека. Музыку высокого уровня всегда писали очень высокодуховные люди, духовный уровень человека и его уровень творчества - взаимосвязанные понятия. Такой уровень имеет классическая музыка и ее продолженный стиль, восточная храмовая музыка. Это музыка, которую пишут и исполняют люди с чистым сердцем. И созвучна она также людям с чистым сердцем. Особенно ценны музыка и песни, которую написали или пели святые, например, музыка и песни Шри Чинмоя и песни в исполнении Йогананды. По возможности желательно слушать только их. Современные дикие стили в музыке созданы не такими людьми, а об исполнителях и говорить нечего. "Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты." Таким образом, музыка, которую вы слушаете, определяет ваш уровень развития. Если вам созвучны попрыгуньи и кривляки из попсы, ну что ж, ваш уровень определяется их уровнем. Как правило, это люди, ведущие весьма грязный и пустой образ жизни и их дикие крики и завывания в бессмысленных песнях не создают впечатления психически нормальных и умственно развитых людей. Так же не создают такого впечатления и люди, слушающие и восхищающиеся подобным... Хочется спросить иногда: от чего вы балдеете, от их убожества? Или от своего?..
Это - вкусы. Каждый имеет право на свой вкус, но он не должен мешать другому (люди, увлекающиеся низкопробной музыкой, об этом обычно забывают, врубая ее на весь звук, что только подтверждает их невысокий уровень развития души, созвучный их любимой музыке). Этот вкус характеризует человека и показывает уровень его духовного развития, а о нем уже не спорят не потому, что каждый имеет свою точку зрения, а потому что он абсолютен и от точек зрения не зависит.

Так что есть человек и какова его роль в этом мире? Какова его роль в бытии вообще?

В переводе с санскрита "Человек" означает: "дух, преходящий в веках".
"Man" - от "ману", мыслящий, думающий, сознающий. Слова "man" и "manas" имеют общий корень.
Человек есть существо физическое, психическое, интеллектуальное и духовное. То, что человек - существо физическое, признается всеми. То, что человек - существо психическое, также очевидно, хотя весьма часто не принимается в расчет. Физическая усталость понятна всем, психическая - нет. Физические проблемы может понять каждый, психические - людьми грубо чувствующими не понимаются. Они, как правило, живут исключительно физической жизнью и физическими потребностями. Человек - существо интеллектуальное, это тоже с удовольствием принимается всеми. Только здесь следует заметить, что далеко не все люди - существа интеллектуальные. В чем состоит интеллект? Обычно говорят: ну вот, люди создали цивилизацию, технику и т.д. Абсолютно согласна! Те люди, которые принимали участие в создании цивилизации, технического, научного прогресса, искусства, ремесла и т.д. - существа интеллектуальные. Но вот люди, которые влачат исключительно паразитическое существование, ничего в мир не внося и не давая - какие же они интеллектуальные существа? Называя себя существом интеллектуальным, следует задуматься: в чем состоит именно ваша интеллектуальность? Имеет ли место она вообще? Если человек на склоне лет впадает в старческий маразм, значит он никогда и не был существом интеллектуальным. Его мозг деградировал за ненадобностью. У человека, всю жизнь занимающего свой мозг, старческого маразма не бывает. Моя бабушка умерла в 82 года, ее ум был ясным. Ученые часто работают до самой смерти, т.е. - до очень преклонного возраста, 80-90 лет; при этом их ум остается работающим на высоком уровне. Если человек в старости впадает в детство, значит он провлачил исключительно животное существование, недостойное человека.

Но самое главное: человек есть существо духовное. Чем он отличается от животных? Только тем, что он имеет возможность познавать мир, а животные - нет. Человек - единственное существо на планете, способное задавать вопросы о самом бытии. Человек - единственное существо, которое знает, что его жизнь невечна, что ему суждено умереть. Человек - единственное существо, которое может познать бытие Бога, которое имеет представление Бога, представление вечного духа, представление о своем "Я". Правда, нередко люди боятся в этом себе признаться и прячутся за готовые штампованные мировоззрения, зарываются с головой в свой скафандр, из щелочек которого они воспринимают мир.

Что такое - потребности человека? Что такое - потребности животного? Животное - от слова "живот". Основная его задача - выживание. Оставить после себя потомство - это вторая задача животного, но отнюдь не первая, как часто считается. Если животное очень голодное, оно нередко поедает своих собственных детей (хищники имеются ввиду). Птица, сидящая на яйцах, бросает яйца остывать и уходит искать пищу, если остро ставится вопрос о собственном выживании. Мир животных в буддизме - третий мир в мире страстей, он соответствует третьей чакре. Третья чакра, манипура, отвечает за пищеварительный тракт, то есть - за выживание. Вторая чакра, половая, соответствует миру претов (голодных духов). Когда я слышу, что основной инстинкт у человека, оказывается - половой, то не понимаю, какого низкого уровня развития должен быть человек, сие говорящий. Миру людей соответствует четвертая чакра. Это первая из духовных чакр. И основной инстинкт у человека, основная потребность, основная задача в его жизни - это духовное совершенствование. Поскольку далеко не все люди находятся на уровне понимания этого инстинкта, то включается также вторичная задача, соответствующая больше животным - выживание, проживание жизни, получение опыта и развитие без понимания и осознания своей духовной природы. И только на третьем месте у человека должен стоять инстинкт продолжения рода. Но отнюдь не на первом. На первом месте он стоит только у объектов людского мира, больше соответствующих миру голодных духов. Разгул и ненасыщаемость страстей. Это не человеческий уровень, это уровень претов. Человек же совершает действия либо для получения опыта (но не ненасытный разгул и поиск удовольствий!), необходимого для развития и понимания мира и живых существ, либо для помощи другим живым существам, либо для поддержания жизни своего тела. Другие действия не соответствуют человеческому уровню развития.
Человек считается более развитым объектом в мире, чем животное. Правда, нередко животное более духовно человека, поэтому не следует так шустро заявлять о своем превосходстве. Человек отличается от животного качествами, которых нет у животных, как высшими, так и низшими. Стремление к познанию - основное отличие человека от животного. Животное не превосходит уровень любопытства, легко удовлетворяемого. Если таковое не удовлетворяется - животное особо не страдает от этого, его внимание быстро переключается на что-либо иное. Осознанность. Человек способен себя осознавать, себя внутреннего, способен погружаться внутрь себя, слышать внутренний голос. Животное живет на уровне инстинктов. Ответственность за окружающих людей, животных, природу, планету... Некоторым видам животных присущно чувство инстинктивной ответственности за близнаходящих сородичей, в частности - молодое поколение. Но к другим - им обычно нет никакого дела, даже к другому стаду своего вида. Конечно, они живут весьма гармонично в природе, природа сама ответственно относится ко всем и заботится обо всех. Но чувства ответственности и тревоги за окружающий мир животные не испытывают. Человек способен его испытывать, но очень редко его испытывает на самом деле. Ответственность за свое существование, за качество прожитой жизни. Цель животного - просто прожить жизнь, как можно дольше. Оно не может отнестись к этому безответственно, сама его природа не позволит ему отклониться или схалявить. А человек? Его цель - познание; многие ли люди осознают это? Каково качество прожитой жизни у большинства людей? Там есть хотя бы хоть какая-то осознанность, отличная от инстинктивной, от борьбы за выживание (уровень животного), поиска удовольствий (уровень претов)? Хоть что-то одухотворенное? Пища для души, а не только для тела? Человеку, к тому же свойственны низкие качества, не присущные животным. Обман, в первую очередь самого себя. Лицемерие, подлость, неоправданная жестокость, паразитическое отношение к миру... Конечно, есть животные-паразиты, но они не могут жить иначе и их, как правило, уничтожают и люди, и другие животные. Жестокость хищников оправдана их потребностью в свежем мясе, инстинкт выживания. В нормальном психическом состоянии животное не будет бездумно убивать просто так, десятками, сотнями... В нормальном психическом состоянии человек, наверное, тоже не будет так поступать. Убивать ради азарта, поливать из пулемета стаю птиц, падающих и тонущих в море, может только психический урод. К несчастью, в человеческом племени таковых немало...

Человек кичится своим интеллектом, но если посмотреть на его деятельность, то не создается впечатление, что это общество разумных.

Нам дана жизнь, отрезок в несколько десятков лет от рождения до смерти. Данная жизнь дана один раз. Человек живет в обществе и невольно вынужден подчиняться его законам. Человек что-то берет от общества - пищу, одежду, кров, транспорт, знания, духовную пищу... И что-то отдает, в виде своего труда. В обществе система довольно замкнутая. И отдать на протяжении жизни необходимо не меньше, чем взял. Это вопрос элементарной порядочности для любого человека и оговорок здесь нет. Если берешь больше, чем отдаешь, значит, воруешь чей-то труд: откуда возьмется лишнее? Разве воровать - это достойно человека? Разве вызывают уважение и восхищение животные, ворующие у других животных? Нет, восхищаются животными-тружениками. А в мире людей почему-то восхищаются ворами, сумевшими как можно больше под себя подгрести. В обществе пропагандируется принцип загребания как можно больше денег при как можно минимальной работе. При этом не ставится вопрос, откуда же они берутся, если человек не отдал за них свой труд? Ответ очень простой: за них отдал свой труд другой человек, но ничего не получил, потому что первый человек оказался наглее и грубо его обворовал. Правда, вслух это воровством не называют, называют "человек заработал"; только вот кто ему такой "заработок" назначил? Сам же или такие же воры... Могут ли такие субъекты называться людьми, Человеком - духовным существом? Если его уровень взаимодействия с миром не превосходит уровня третьей чакры, уровня животных. Человек, стремящийся к самосовершенствованию, должен учитывать все это и не прикрываться обрывками фраз из различных учений. Потому что истинная духовность состоит из таких мелочей, а не из медитации в собственное удовольствие и пустого трепа на эзотерическую тему.

Человек приходит с чем-то и уходит с чем-то. Больше важно не то, с чем человек пришел (в данном случае имеются ввиду не святые, приходящие с особой целью), а разница между тем, с чем ушел и с чем пришел, дельта = научился в этой жизни = опыт при уходе "-" опыт внутренний, то, с чем пришел. Человека духовного можно рассматривать аналогично человеку физическому. Его духовное развитие - аналогично развитию его тела. Эволюцию его тела от амебы до человеческого - аналогично эволюции духа в веках. Жизнь этого тела - развитию духа в пределах одной жизни. За девять месяцев внутриутробного развития человек в быстром темпе проходит эволюцию миллионов лет. Так же в течении первых трех десятков лет он проходит в быстром темпе, повторяет духовную эволюцию всех предыдущих воплощений. Я это заметила на себе. Я заметила, что многие вещи я не сейчас научаюсь, а вспоминаю их и знание приходит изнутри, не из внешнего мира. Поэтому так важна эта дельта, разность между уходом и приходом, потому что она означает развитие. Поэтому буддийское убегание от жизни, особенно в малокультурных и грубых его формах, меня отталкивает: там нет развития и нет смысла бытия и самой жизни. Об этом - в других разделах сайта. Когда-то я очень переживала из-за любой мелочи, зацикливаясь на событии, буксуя на месте. Это не есть развитие и не есть что-то плодотворное. Это только тормозило развитие и забирало силы. И только недавно я взглянула на мир детскими доверчивыми глазами, обратилась к природе полностью обнаженной душой. Вся суетность, все проблемы показались такими тленными и ничего не стоящими по сравнению с окружающей красотой. Последние годы я жила, не замечая времена года, не замечая ничего вокруг. Я была так поглощена своим горем, что не видела жизни, не видела этой сверкающей радости солнечного луча, яркой брызжущей светом травы, смеющихся шапок цветов, пронзительно сверкающего воздуха. Я есть дитё Бога, дитё этого мира, ЭТОГО мира, но не грубой уродливой цивилизации. Так чего же я боюсь? Что может сделать со мной цивилизация? Всего лишь лишить тела, не более... Но я дитё природы, дитё Бога, разве сможет она убить во мне ЭТО? Не цивилизация дает мне воздух для дыхания, не она дает мне пищу, и физическую и духовную. Это все дает Бог, дает природа. Так обращусь-ка я к ней с глубокой благодарностью в сердце, благодарностью за тот внутренний восторг, который она мне дарит, ощущение счастья в единении с естесственным миром природы. Куда несется человечество? Чело-век, куда ты идешь? Неужели тебе не обидно, имея драгоценное человеческое тело, прожить животную жизнь? Неужели ты не хочешь соприкоснуться с истинно высшем, достойным тебя, а не тем суррогатным, иногда выдающим атеистами за духовность? Неужели тебя устраивает удобная подделка? Но ты - Дух, и ты способен стать Богом и взглянуть на мир Его глазами. Неужели ты ЭТОГО не хочешь? Или не веришь? Но ведь были такие люди и есть, которые ЭТО могут. Ты и этому не веришь? Почему? Встреться с ними. Что тебе мешает: лень, жадность, гордыня или высокомерие? Конечно, такие люди не явят себя первому встречному... Для этого нужно глубочайшее движение души... Не отождествляй себя с белковой массой... Загляни себе в душу... Что там?..

Однажды девушка с юридического факультета попыталась повоспитывать меня: "Чего Вы достигли в жизни? Живя в общежитии и работая в своем институте, Вы считаете, что Вы чего-то достигли?..." Причем это было сказано с таким пренебрежительным пафосом... Видимо, она сама предполагает достигнуть "большего"... Наверное, за счет мамы-папы... Что же она называет "достижениями"? Сделать карьеру, "чтобы о тебе все узнали", учиться на "самом престижном факультете в Университете, на котором учился сам Путин" (правда, этот факультет не пользуется уважением у людей творческих и смотрящих на жизнь с точки зрения вечности), родить и воспитать детей... Обычный мещанский набор. Какими же ограниченными должны быть люди на юридическом факультете, если они считают это "достижением" и с пренебрежением смотрят на людей, честно стремлящихся познать мир и готовых пожертвовать ради этого всем в жизни. Закончить мат.-мех. и честно заниматься наукой - это, оказывается, ничего не достичь. А вот закончить юр.фак. и загребать большие деньги, обворовывая труд других, это - многого достичь... Ученые дали все, что вы видите вокруг; юристы и политики - развалили и разворовали такую великую страну, превратили ее из мощного государства в страну третьего мира. Результат их деятельности - войны и склоки... Престижность факультета отражает мнение общественности и говорит лишь о том, на каком низком уровне находится сейчас наше общество... Как же общество пало, если профессия хапуги стала наиболее престижной... Ценности Вечности, они абсолютны и не зависят от мнений и уровней культуры и духовности народа и толпы. Люди науки и искусства - это элита общества, потому что они дают ему самое драгоценное - знания и красоту. Юристы-карьеристы, хапуги, не дают обществу, а загребают побольше под себя. Карьеру они делают, нагло расталкивая других, подминая их под себя, грабя и отбирая у других, как эта девушка, начавшая свою "великую" карьеру с бытового воровства... Конечно же, она в общежитии жить не будет после окончания Университета; она нагло отберет квартиру у какой-нибудь бабушки, вышвырнув ту на улицу... Каким таким честным способом молодая девушка может полностью самостоятельно заработать деньги на квартиру в быстрый срок?.. Карьеризм - это не то качество, которое уважается развитыми людьми, это уровень внутреннего примитивизма. Достигнуть чего-то - это принести какую-то пользу обществу, сделать что-либо для пользы людей. Карьеристы же только стремятся урвать для себя и побольше. "В условиях современной культуры мы живем для того, чтобы предстать в выгодном свете перед другими, а не для того, чтобы служить другим." Шри Свами Рама.
Я ничего не стремлюсь добиться во внешней жизни, она меня просто не интересует. Единственное, к чему я стремлюсь - достичь единения с Богом. "Не служите Богу и мамоне." Не понимаю, как эта девушка сочетает свой карьеризм с верой в Бога (она православная христианка), мне кажется, это обычное фарисейство, самообман. Ну, и стремление повоспитывать других, поучить их жить, прямо как старушка, умудренная опытом жизни - в ее-то годы и с ее-то жизненным опытом: слизывания с маминого блюдечка; девушка считает, что она лучше всех в этом разбирается, хотя ее система ценностей оставляет желать лучшего, в вечности все эти "достижения" ничего не стоят. То, что престижно сегодня, не факт, что будет престижно завтра. Значит, оно не истинно, ибо все истинное не зависит от времени. Зависимость от престижности, от мнения других людей - это рабство духа, но видимо, некоторым нравится пребывать в тисках этого рабства, они получают от этого удовольствие. Неужели стоит в угоду этому рабству тратить драгоценное человеческое воплощение, в угоду чужому пустому мнению?... Неужели РАДИ ЭТОГО стоит жить? Неужели РАДИ ЭТОГО человек живет в этом мире? Как это убого... Я не хочу тратить силы и время на такие убогие стремления!.. Я стремлюсь к знаниям, которыми обладали лишь святые... "Святой должен быть смиреннее пыли. Пыль попирают ногами и она все терпит. Святой должен быть еще смиреннее..." Мохандас Ганди. Видимо, поучающая лекция этой девушки была для меня уроком смирения. Или проверкой, могу ли я относиться равнодушно к осуждению (все-таки меня это чуть-чуть задело, хотя тщательно проанализировав, я поняла, что это все пустое...) Мне нисколько не интересны детские игрушки в карьеру, в "понравиться", "достигнуть чего-то"; это рассуждения на уровне подростка-максималиста. Всё это пыль, прах... Иногда жизнь кажется такой тленной и преходящей... И тогда Вечность, Бог влечет к себе, как никогда... Как я понимаю Рамакришну и Раману Махариши, полностью отошедших от мира!

Человек представляется как переходное существо, промежуточный вид существа, конечная цель которого - Богопознание, святость. Считается, что человеческий мир - единственное место, где может развиваться душа. Даже более высокие, духовные миры - мир асуров и мир богов - не дают такой возможности и существа из них, если хотят развиваться, вынуждены воплощаться здесь, в человеческом теле. Как это - развиваться? Развитие идет через трудности. Поэтому так важно воспитание человека с детства, неограждение его от трудностей и проблем. Так называемое "счастливое детство" часто выращивает психических инвалидов, не способных понимать чужую боль и трудности. Трудности учат ценить, тогда как избалованные барчуки, легко и просто все в жизни получающие, воспринимают все, что дают им судьба или конкретные люди, как само собой разумеющееся, как долг судьбы и людей перед ними. Они обесценивают внутренние чистые порывы людей, обесценивают все самое высокое и благородное в человеке, механизируют всю жизнь. Для них не существует никаких духовных ценностей в человеке, все сводится к интеллектуализации ценностей. Вследствие этой интеллектуализации ценностей в ведущих слоях общества происходит деградация духовных ценностей, духовные ценности исчезают из самого понимания людей, сами конкретные понятия (доброта, любовь, искренность, чистота, благородство, понимание и т.д.) либо не воспринимаются вовсе - люди просто избегают таких понятий, отторгают их от себя, либо понимаются весьма поверхностно, ни к чему не обязывающими, что ведет к внутреннему падению; в конечном итоге - к внутренней убогости. Нужно благодарить жизнь за трудности и удары, потому что они учат углубляться в понятия и суть вещей, видеть не только локальное, но и глобальное, не скользить по поверхности жизни (хотя это, может быть, и легче), а уходить в глубину, как и следует Человеку - Духу, а не человеку - животному. Разница между этими взглядами на мир, как между цветным и черно-белым восприятием мира, только в духовном смысле. Но увидеть эту разницу может лишь тот, кто рискнул шагнуть в глубину.
Это все легко говорить, но проживать в своей жизни - очень даже нелегко. За последние семь лет в моей жизни было боли и страданий больше, чем за все предыдущие годы жизни. За последние семь лет я поняла и познала гораздо больше, чем за все предыдущие годы жизни. Так что в конечном итоге все не просто окупилось, нет; такая дорогая цена была заплачена за бесценные знания. И сейчас мне хочется сказать: "Боже, как я благодарна Тебе за такой бесценный великий подарок!"




Site Map

Hosted by uCoz